Профориентация с каждым годом набирает всё больше и больше союзников. Об этом свидетельствует интерес, который проявляют школьники и их родители к этому вопросу, а также востребованность работы специалиста по профориентации.
Не секрет, что профессиональный выбор через всю жизнь – или, как принято говорить, образование через всю жизнь («Life long learning») – уже давно стал общемировым трендом.
В условиях постоянно меняющейся экономики быстро меняется и рынок труда.
Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом родителей, учителей и друзей.
Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь и, как следствие, уровень благосостояния и удовлетворённости жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно.
Это не простое, но очень важное дело!
Важно, чтобы выбор профессии и учебного заведения были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознанно.
Когда лучше начинать профориентацию?
В идеале, профориентационная помощь должна быть системной и многоступенчатой, она должна быть доступна на протяжении всего периода профессионального развития человека.
Начинать профориентационную работу имеет смысл в младшей и средней школе – знакомить с разнообразием мира профессий в игровой форме.
Обучающийся старших классов, который четко осознает свою будущую профессиональную перспективу, гораздо более мотивирован на усвоение нужных ему знаний. Даже обучающийся начальной школы, проявляющий интерес к миру профессий, становится более любознательным и активным в процессе обучения.
Задачи профориентации с учетом возраста
1 — 4 классы
- Расширить знания детей о профессиях: какие существуют, для чего нужны, где можно встретить людей разных профессий.
- Сформировать представление об атрибутах труда – кто чем пользуется в работе.
- Дать понятие о некоторых личных качествах, необходимых в работе.
5 — 6 классы
- Расширение знаний о мире профессий: к вопросу «кто и что делает», добавляется «где и как» – в каких условиях, посредством каких именно технологий.
- Ученикам необходимо видеть специалистов на местах их работы и понимать, как устроен их труд.
- Ребятам необходимо понимать связь предметов в школе с их применением в работе в будущем.
- Важно понимание, какие знания, умения и навыки и личные компетенции нужны различным специальностям.
- Профориентация в этом возрасте строится через командную форму работы (занятия, тренинги, мастер-классы).
7- 8 классы
- Подростку важно исследовать себя, свои склонности и свои способности, проходить профессиональные пробы, формируя тем самым образ будущего и себя в нем.
- Важно научить подростка делать выбор и анализировать его.
9 классы
На сегодня актуальным вопросом перед родителями и школьниками встает выбор профиля класса. Рекомендуем делать этот выбор своевременно. Помощь в определении должна проходить до завершения 9 класса.
- Помочь подростку с делом, направлением, профессией и специальностью, которую он начинает осваивать.
- Дать подростку инструмент – какие шаги необходимо сделать, чтобы получить выбранную им профессию или дело.
После 9 класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных колледжах. И здесь нужно помочь ребятам заранее определиться со своей профессиональной склонностью и психологической готовностью к различным условиям труда.
10 — 11 классы
В старших 10-11- х классах основная задача школьника определиться с высшим учебным заведением. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях.
Структура мотивации, личности и интеллекта к старшему подростковому возрасту становится уже более устойчивой и здесь полезным оказывается комплексное профориентационное тестирование, которое позволит подобрать оптимально подходящие старшекласснику профессии
На консультации с профориентатором подросток сможет выяснить, в каких учебных заведениях ему лучше освоить выбранную профессию, составит индивидуальный образовательный маршрут.
Подведем итог
Правильный выбор профессии и самореализация человека как профессионала во многом определяет не только его эффективность в деятельности и способность приносить пользу обществу и государству как гражданина, но и его состоятельность и благополучие как личности.