Теория поколений: что за X, Y и Z?

теория поколений

Теория поколений — это идея о существовании неких поколенческих циклов, сменяющих друг друга примерно каждые 20 лет.

Суть теории заключается в том, что люди, родившиеся в определенный период времени, попадая под влияние социально-культурных факторов, имеют схожие ценности, модели поведения и даже мышления.

Немного истории

Теория разработана в США историком Уильямом Штраусом и писателем Нилом Хау.

Несмотря на то, что изначально теория поколений Штрауса и Хау была направлена на изучение англо-американской истории, она получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России.

Штраус и Хау
Создатели теории поколений

«Теорию поколений после США сначала проверили в ЮАР, потом в странах „азиатских тигров“, а затем в Европе и России. Ценности поколений во всех странах схожи. Дело в том, что есть ключевые события и явления в мире (появление Интернета, распространение мобильной связи), общие для разных стран. Смена поколений проходит практически в одном режиме по всему миру», — утверждает Евгения Шамис, координатор проекта «Теория поколений в России — Rugenerations»

В России теория поколений Штрауса и Хау также нашла практическое применение. Отечественные исследователи адаптировали теорию под наш социально-исторический бэкграунд и выделили шкалу поколений, начиная с середины 19 века и до наших дней.

На сегодняшний день теория используется на практике, поскольку она очень действенна для построения коммуникации с людьми разных поколений.

Мы поговорим об актуальных поколениях нашего времени, поскольку именно к ним общество проявляет повышенный интерес — поколениях X, Y и Z.

Поколение Х (Иксы)
поколение икс

Поколение X — это люди, родившиеся в период с 1963 по 1984 годы.

Это самое многочисленное поколение нашей страны, оно составляет 30% от всего населения.

Поколение Х

  • Люди прагматичные, привыкшие ценить свое время и часто даже в ущерб здоровью. Например, могут покупать продукты быстрого питания или полуфабрикаты.
  • Они склонны к накоплению «на черный день» и бережливы.
  • Неплохо разбираются и в современных технологиях, активно пользуются Интернетом.
  • Любят четкие временные договоренности и рамки в жизни и работе.

Ценности поколения

Профессионализм, самостоятельность, свобода выбора, ответственность, личное общение, равноправие, экономность.

Поколение Y (Миллениалы)
поколение миллениалы

Представители поколения Y родились в период с 1984 по 2000 год.

Поколение Y

  • Не ставят доходы высшей ценностью,
  • Готовы идти на риск, заниматься предпринимательством.
  • Много внимания уделяют заботе о себе и окружающем мире.
  • Прекрасно ориентируются во всех доступных современных технологиях, не расстаются со смартфоном.
  • В работе, их интересуют большие зарплаты, однако, помимо денег, также им требуются индивидуальные условия, подходящие для обеспечения их временного комфорта. Например, удаленная работа со свободным графиком.

Ценности поколения

ЗОЖ, забота об экологии, улучшение жизни в обществе, ощущение своей полезности, публичный успех, партнерство, позитив.

Поколение Z (Зумеры)
поколение Z

Представители этого поколения родились в период с 2000 по 2011 год.

Основная особенность хоумлендеров (домоседов) — полная погруженность в онлайн. Они живут со смартфоном в руках, разбираются в гаджетах и технологиях, как никто и чувствуют себя в Интернете, как рыба в воде.

Поколение Z

  • Современные молодые люди не любят читать, плохо воспринимают текст. Их основные источники информации — это фото, видео и аудио (музыка, песни).
  • Очень большое значение придают своей внешности, борются за ультрапопулярные ценности: равенство полов, забота о природе и животных, неприкосновенность частной жизни, свобода самовыражения.
  • Подвержены влиянию модных блогеров и молодежных авторитетов.
  • Увлекаются популярной наукой, искусством, творчеством.

Ценности поколения

Деньги и достаток, свобода, комфорт и безопасность, наука и искусство, ЗОЖ, дом и семья, друзья.

Поколение Альфа
поколение альфа

Это самое молодое поколение – рожденные с 2011 и по настоящее время.

Поскольку самые старшие представители данной категории людей, достигли возраста 9 – 10 лет, точной информации о них, крайне мало.

  • Можно сказать, что они проявляют повышенный интерес к самообразованию.
  • Отличаются от предшественников неординарным мышлением, и ранним развитием.
  • Интересуются взрослыми вопросами, к примеру, кем именно работает мама или папа, сколько они зарабатывают, также проводят дальнейший анализ, хватает ли этих денег, для обеспечения их потребностей, а в следствии, пригодна ли данная работа для них, в перспективе.
  • Рождаются «с планшетом в руках» — некоторые из детей, еще не умеют разговаривать, однако уже умеют включать родительский гаджет и самостоятельно устанавливать игры, через Play Market или AppStore.

Аналитики считают, что новое поколение будет ориентировано на науку, технологические достижения, биотехнологии и медицину.  Элитой поколения станут врачи, преподаватели и учёные.


Очень важно осознавать, что каждый человек индивидуален и нельзя использовать временные рамки теории поколений в качестве ярлыков для конкретных людей. Тем не менее данная теория важна для понимания приоритетов и ценностей людей одной возрастной категории как группы.
Поделиться
error: Копирование запрещено !