Как поставить цель, которая будет конкретна, измерима и результативна?
Один из наиболее эффективных подходов в постановке целей — метод SMART.
Слово smart в переводе с английского значит «умный». А еще это мнемоническая аббревиатура S.M.A.R.T.
Согласно методу SMART, любая задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и ограниченной по времени.
Немного истории
Первое упоминание методики связано с именем Пола Дж. Мейера в 1965 году, а широкое распространение в бизнесе она получила в конце 80-х годов прошлого столетия.
Сегодня подход активно применяется в бизнес-планировании, управлении проектами, маркетинге, интернет-маркетинге и других сферах вплоть до личного тайм-менеджмента.
Каждая буква в слове SMART наделена особым смыслом:
S (Specific). Конкретно.
M (Measurable). Измеримо.
A (Achievable). Достижимо.
R (Relevant). Согласовано.
T (Time). Время.
SMART-цели — реалистичные и конкретные цели с определенным сроком.
Пример личной цели по SMART — писать 2 статьи в неделю для сайта в течение 3 месяцев.
Почему важно ставить цели?
Цель наполняет жизнь смыслом, помогает создавать внутреннюю опору, а достижение промежуточных целей усиливает нашу веру в себя и побуждает желание двигаться дальше.
Характеристики цели
А теперь давайте разберем подробнее каждую характеристику цели.
S – Specific. Конкретная и прозрачная цель
Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели.
Например:
- Не просто «съездить в отпуск», а поехать на 2 недели в город N в июле (июне, августе, январе…).
- Не «купить машину», а заработать/накопить 2 миллиона за 1 год и приобрести автомобиль марки *.
Рассматривая примеры по системе SMART, мы видим не абстрактный план, а четкую картинку.
М – Measurable. Измеримая цель
SMART-цель измеряется в количественных или качественных понятных показателях, по которым можно определить, насколько мы приблизились к результату.
Если цель не выражена в количественном показателе, определить, на каком этапе весь процесс по достижению результата, будет невозможно.
Что можно использовать для измерения:
- деньги – рубли, евро, доллары, тугрики;
- доли, проценты, соотношения;
- отзывы или иные критерии внешней оценки;
- лайки, число подписчиков, «просмотрено» для статей;
- частоту действий – каждый второй пользователь кликает «заказать»;
- время – ограниченность периодов;
- утверждение, согласование, одобрение – получение положительного мнения специалиста или руководителя, родных и друзей.
Могут быть и такие варианты измерения целей:
- «крестики» у вышивальщиц;
- оценки у школьников;
- конкурсы у преподавателей;
- количество блюд каждый день у хозяйки.
Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и оценено.
А – Achievable. Достижимая цель
SMART-цель реалистична и достижима. Цели должны открывать новые возможности, а не становиться заоблачными планками.
Это значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.
Варианты оценки достижимости:
- материальные и моральные ресурсы;
- время;
- умения;
- знания;
- финансовые возможности;
- здоровье и т.д.
Формулируя SMART-цель, необходимо соблюдать баланс между нереалистичными ожиданиями и при этом не занижать результат. Цель должна быть одновременно амбициозной и достижимой.
R – Relevant. Значимая и актуальная цель
Синонимы названия для этого критерия — обоснованная, полезная. Цель будет такой при условии, что желаемый итог не нарушает баланса с уже существующими планами, приоритетами и желаниями человека.
Чтобы оценить актуальность цели, ответьте на вопрос:
- Зачем её достигать?
- Какие выгоды она мне принесет?
- Соответствует ли эта цель планам и желаниям?
- Не противоречит ли она другим задачам?
Если при прочтении формулировки возникает вопрос «Зачем?», и вы не можете ответить на него — цель не обоснованная.
T – Time-bound. Ограниченная во времени цель
Цель по SMART ограничена во времени. Оптимальный срок достижения цели — три месяца, полгода или год. Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно.
Принято разделять цели:
- Краткосрочные – до 100 дней
- Среднесрочные – от квартала до года
- Долгосрочные – на период в 1 год и более
Чтобы ограничить цель — ответьте на вопрос:
- За какой промежуток её реально достичь?
- За какой промежуток её нужно достичь?
Подведем итог
Итак, цель по SMART — это своего рода инструкция, как прийти к желаемому результату.
Она сработает, если цель, которую вы сформулируете, будет:
- Конкретной;
- Измеримой;
- Достижимой;
- Актуальной;
- Ограниченной во времени.
Проверенный вариант планирования по SMART: составлять списки целей – планы на год или на 3 месяца – и работать над ними; хотя бы раз в неделю сверяться с планом и контролировать ход их реализации. Если продвижений по целям нет, то они слишком трудны. Сбавляйте сложность вплоть до микроскопической задачи.