SMART – система постановки эффективных целей

Как поставить цель, которая будет конкретна, измерима и результативна?

Один из наиболее эффективных подходов в постановке целей — метод SMART.

Слово smart в переводе с английского значит «умный». А еще это мнемоническая аббревиатура S.M.A.R.T.

Согласно методу SMART, любая задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и ограниченной по времени.

Немного истории

Первое упоминание методики связано с именем Пола Дж. Мейера в 1965 году, а широкое распространение в бизнесе она получила в конце 80-х годов прошлого столетия.

Сегодня подход активно применяется в бизнес-планировании, управлении проектами, маркетинге, интернет-маркетинге и других сферах вплоть до личного тайм-менеджмента.

Каждая буква в слове SMART наделена особым смыслом:

S (Specific). Конкретно.

M (Measurable). Измеримо.

A (Achievable). Достижимо.

R (Relevant). Согласовано.

T (Time). Время.

SMART-цели — реалистичные и конкретные цели с определенным сроком.

Пример личной цели по SMART — писать 2 статьи в неделю для сайта в течение 3 месяцев.

Почему важно ставить цели?

Цель наполняет жизнь смыслом, помогает создавать внутреннюю опору, а достижение промежуточных целей усиливает нашу веру в себя и побуждает желание двигаться дальше.

Характеристики цели

А теперь давайте разберем подробнее каждую характеристику цели.

S – Specific. Конкретная и прозрачная цель

Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели.

Например:

  • Не просто «съездить в отпуск», а поехать на 2 недели в город N в июле (июне, августе, январе…).
  • Не «купить машину», а заработать/накопить 2 миллиона за 1 год и приобрести автомобиль марки *.

Рассматривая примеры по системе SMART, мы видим не абстрактный план, а четкую картинку.

М – Measurable. Измеримая цель

SMART-цель измеряется в количественных или качественных понятных показателях, по которым можно определить, насколько мы приблизились к результату.

Если цель не выражена в количественном показателе, определить, на каком этапе весь процесс по достижению результата, будет невозможно.

Что можно использовать для измерения:

  • деньги – рубли, евро, доллары, тугрики;
  • доли, проценты, соотношения;
  • отзывы или иные критерии внешней оценки;
  • лайки, число подписчиков, «просмотрено» для статей;
  • частоту действий – каждый второй пользователь кликает «заказать»;
  • время – ограниченность периодов;
  • утверждение, согласование, одобрение – получение положительного мнения специалиста или руководителя, родных и друзей.

Могут быть и такие варианты измерения целей:

  • «крестики» у вышивальщиц;
  • оценки у школьников;
  • конкурсы у преподавателей;
  • количество блюд каждый день у хозяйки.

Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и оценено.

А – Achievable. Достижимая  цель

SMART-цель реалистична и достижима. Цели должны открывать новые возможности, а не становиться заоблачными планками.

Это значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.

Варианты оценки достижимости:

  • материальные и моральные ресурсы;
  • время;
  • умения;
  • знания;
  • финансовые возможности;
  • здоровье и т.д.

Формулируя SMART-цель, необходимо соблюдать баланс между нереалистичными ожиданиями и при этом не занижать результат. Цель должна быть одновременно амбициозной и достижимой.

R – Relevant. Значимая и актуальная цель

Синонимы названия для этого критерия — обоснованная, полезная. Цель будет такой при условии, что желаемый итог не нарушает баланса с уже существующими планами, приоритетами и желаниями человека.

Чтобы оценить актуальность цели, ответьте на вопрос:

  • Зачем её достигать?
  • Какие выгоды она мне принесет?
  • Соответствует ли эта цель планам и желаниям?
  • Не противоречит ли она другим задачам?

Если при прочтении формулировки возникает вопрос «Зачем?», и вы не можете ответить на него — цель не обоснованная.

T – Time-bound. Ограниченная во времени цель

Цель по SMART ограничена во времени. Оптимальный срок достижения цели — три месяца, полгода или год. Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно.

Принято разделять цели:

  • Краткосрочные – до 100 дней
  • Среднесрочные – от квартала до года
  • Долгосрочные – на период в 1 год и более

Чтобы ограничить цель — ответьте на вопрос:

  • За какой промежуток её реально достичь?
  • За какой промежуток её нужно достичь?
Подведем итог

Итак, цель по SMART — это своего рода инструкция, как прийти к желаемому результату.

Она сработает, если цель, которую вы сформулируете, будет:

  • Конкретной;
  • Измеримой;
  • Достижимой;
  • Актуальной;
  • Ограниченной во времени.

Проверенный вариант планирования по SMART: составлять списки целей – планы на год или на 3 месяца – и работать над ними; хотя бы раз в неделю сверяться с планом и контролировать ход их реализации. Если продвижений по целям нет, то они слишком трудны. Сбавляйте сложность вплоть до микроскопической задачи.

Поделиться
error: Копирование запрещено !