Детская железная дорога. Место, где сбываются мечты!

Лето…Сезон отпусков, каникул, путешествий…Кто-то выбирает полететь на отдых на самолете, кто-то любит путешествовать на собственном автомобиле, а кто-то предпочитает железнодорожный вид транспорта!

Всем любителям железных дорог посвящается!

Кто из нас, будучи детьми, с восторгом не играл в паровозики? Вырастая, дети уже не хотят играть игрушками на батарейках, им хочется по – настоящему управлять поездом, ощущать себя в роли проводника или пассажира. Хочется оказаться в совершенно ином, почти сказочном, мире железных дорог, которые могут унести тебя куда-то на край света!

И тут на помощь приходит Детская железная дорога.

Детская железная дорога
Детская ж/д

Детские железные дороги (ДЖД) — учреждения дополнительного образования детей, в формате которых выстроена уникальная система профориентации школьников на профессии железнодорожного транспорта с помощью игры, учёбы и «работы» в формате «как взрослый».

На сегодняшний день это крупнейшие центры профориентации в России.

В процессе обучения на ДЖД юные железнодорожники (учащиеся детских железных дорог) знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта: машинист локомотива, проводник пассажирских вагонов, осмотрщик вагонов, дежурный по железнодорожной станции, монтёр пути, электромонтёр устройств сигнализации, централизации, блокировки, а также с деятельностью компании в целом.

Кроме направления профессионального обучения, для подростков созданы все условия развития новых компетенций и формирования первоначальных навыков для создания своих проектов.

Для этого на ДЖД работают кружки технического творчества, 3D моделирования и прототипирования. В кружке юные железнодорожники осваивают элементарные приёмы ручной работы с различными материалами (бумага, картон, пластик, дерево и т. д.), участвуют в изготовлении моделей и макетов, строят простейшие картонные модели в малых масштабах, затем, в процессе приобретения опыта, ребята строят всё более сложные и интересные экспонаты. Свои достижения подростки демонстрируют на различных соревнованиях и выставках.

История Детских железных дорог

По официальным данным, первая в мире Детская железная дорога была открыта 24 июня 1935 года в Тифлисе (Тбилиси), первая же Детская железная дорога на территории современной России открылась 1 августа 1936 года в Красноярске.

ДЖД, Тбилиси

За шесть предвоенных лет в стране появилось не менее 20 подобных дорог. Многие из них затем попали в зону оккупации и были разрушены. Приостановили свою деятельность и почти все дороги в тылу. После 1945 года часть детских железных дорог была восстановлена, появилось немало новых.

Следующие две волны строительства детских железных дорог приходятся на середину 1950-х годов и 1970-е годы, после чего вновь наступило некоторое затишье.

К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог.

В 21 веке традиция не прервалась: новые детские дороги уже в наше время появились в Казани, Кемерово, Новосибирске и Санкт-Петербурге.

Всего в России на данный момент:

  • 25 действующих Детских железных дорог в следующих городах:

Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль;

  • контингент юных железнодорожников детских железных дорог составляет 18,5 тыс. человек;
  • ежегодное количество выпускников — 2,6 тыс. человек:
  • функционируют в общей сложности 80 локомотивов и 224 вагона.

Общая протяженность Детских железных дорог России составляет примерно 100 км.

Обучение на Детской железной дороге

Обучение железнодорожным профессиям на детских железных дорогах выстроено по двум основным блокам: теоретический и практический.

Теоретический курс начинается в основном с 1 октября по 31 мая. Школьники приезжают на занятия один раз в неделю, где знакомятся с основными железнодорожными профессиями в формате лекций, игр, интерактивов и посещений объектов действующих предприятий железнодорожного транспорта. По завершении учебного года юные железнодорожники сдают промежуточную аттестацию, по итогам которой получают допуск для прохождения второго блока обучения.

Практический курс для юных железнодорожников всегда являлся самым интересным и занимательным. Перед началом практики, юным железнодорожникам выдаётся форменная одежда, в которой на протяжении всего лета ребята «работают» на детской железной дороге по разным профессиям.

За полный курс обучения ребята знакомятся с такими профессиями, как: диктор; дежурный по платформе; дежурный по вокзалу; проводник пассажирского вагона; сигналист; дежурный по переезду; монтёр и бригадир пути; осмотрщик вагонов; электромонтёр и электромеханик СЦБ; помощник машиниста и машинист; дежурный по железнодорожной станции; оператор поста централизации; начальник станции; поездной диспетчер и пр.

Свердловская детская железная дорога

А я хочу вам рассказать о Свердловской детской железной дороге, на которой мне довелось побывать!

Свердловская ДЖД

Свердловская детская железная дорога расположена в лесном массиве Центрального парка культуры им. Маяковского города Екатеринбурга.

Помимо прогулки в парке и поездки по Детской железной дороге, настоящим событием для гостей малой магистрали становится посещение Музея узкоколейной железнодорожной техники.

Уникальный музейный комплекс расположен на базе ДЖД и насчитывает свыше 70 экспонатов, 40 из которых выставлены рядом со зданием детского вокзала. Это восстановленные до рабочего состояния паровозы, тепловозы, специальный подвижной состав, пассажирские и грузовые вагоны.

Строительство Детской железной дороги в Свердловске началось в 1958 году.

Торжественное открытие Малой Свердловской железной дороги состоялось 9 июля 1960 года, а через год ей было присвоено имя Н. А. Островского.

В 2009 – 2016 годах была проведена полная реконструкция дороги. На новом месте был построен современный комплекс, включающий в себя здание вокзала с учебными классами, депо, путевое развитие с устройствами централизации и связи.

Обновленная ДЖД была торжественно открыта 13 сентября 2016 года.

В новом четырёхэтажном вокзальном комплексе расположены кабинеты для профориентации школьников и занятий юных железнодорожников, техническая библиотека и специализированные помещения для работы кружков железнодорожного моделирования и макетирования, а также кафе, билетные кассы, комната матери и ребёнка для пассажиров.

В помещениях вокзала создана безбарьерная среда для людей с ограниченными физическими возможностями – имеются отдельный вход, лифты, пандусы, санитарные комнаты.

За время ремонта протяженность ДЖД выросла с 2,5 км до 3,11 км.

Дорога включает в себя две станцииЦентральная и Пионерская, а также два остановочных пункта – Солнечная и Юбилейная. Везде имеются высокие посадочные платформы.

В структуре дороги есть также вагонно-локомотивное депо, путепровод, несколько железнодорожных светофоров и стрелок.

По дороге ходит поезд «Юный уралец», который состоит из шести вагонов и локомотива.

Кроме того, дорога имеет три тепловоза серий ТУ2, ТУ7А и ТУ10.

Также на дороге есть два действующих паровоза. Один – ВП4 производства Воткинского машиностроительного завода. Второй – немецкий, ОК № 9, построенный в Берлине в 1931 году.

Паровозы задействованы, как правило, в праздничные и выходные дни.

На ДЖД разработаны разнообразные экскурсионные программы для детей и взрослых. Гости дороги могут посетить учебный центр и Музей моделизма, увидеть, как обслуживаются поезда, в интерактивном формате познакомиться с железнодорожными и инженерными профессиями.

Больше информации о Детских железных дорогах России вы можете узнать  на следующих сайтах:

http://www.dzd-ussr.ru/towns/index.html

https://team.rzd.ru/juniors/railways

Удачных Вам путешествий и интересных открытий!

Поделиться
error: Копирование запрещено !