Все большей популярностью в современной жизни пользуются различные виды тренингов. Тренинг как форма обучения становится все более востребованной.
Попробуем разобраться, что представляет из себя тренинг.
Тренировка (тренинг) (англ. training от train — «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Еще одно определение тренинга: тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Из истории тренинга
История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводили (и до сих пор проводят) тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми.
Значительный вклад в тренинг как форму обучения также внёс известный социальный психолог Курт Левин. В 1946 году К. Левин вместе с коллегами основали тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении.
Тренинг Александра Эверетта «Динамика разума», появившийся в Америке в 60-е годы, положил начало и основу для так называемых тренингов личностного роста. Постепенно ряд идей и методов обучения из тренингов личностного роста проникли в бизнес-среду и бизнес-обучение.
В России подобные тренинги начали проводиться на рубеже 80-х и 90-х годов в силу определенных социальных и политических преобразований.
Основные типы тренингов
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений:
- навыковый,
- психотерапевтический,
- социально-психологический,
- бизнес-тренинг.
Навыковый тренинг
Направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков).
Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж.
Психотерапевтический тренинг
Более корректное название — «психотерапевтическая группа».
Направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения.
Социально-психологический тренинг (СПТ)
Занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков.
СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг
И его наиболее характерная разновидность — корпоративный тренинг— развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий.
В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги.
Методы, приемы и техники тренинга
- Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи.
- Игровые методы — (деловые игры, ролевые игры, дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные).
- Метод кейсов. Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
- Игры-симуляции.
- Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагают высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Дебаты — программированные инструкции.
- Демонстрация — работа в малых группах.
- Дискуссия — разговор.
- Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой; представляет собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания;
- Кратковременные ротации — ролевые игры.
- Лекция — семинар.
- Развитие социальной перцепции — вербальные и невербальные методы.
- Телесная терапия.
- Медиативные техники.
Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приемов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, от особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера.
Форма проведения тренинга
Классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Продолжительность, как правило, составляет от 1 до 3 дней по 6–8 часов с перерывами.
В практике встречаются тренинги длительностью от 2 до 4 часов (в зависимости от целей и задач, организационных и материальных возможностей).
Структура тренинга
Если говорить о структуре тренинга, то выглядит она примерно следующим образом:
- Мини-лекция, на которой участников знакомят с новой информацией.
- Наглядная демонстрация того, что было озвучено в теоретической части.
- Практика, на которой участники разбиваются на группы и выполняют задания и упражнения тренера. Иногда мини-группы соревнуются между собой. Тогда происходит еще большее вовлечение участников в процесс.
- Обратная связь. Здесь участники делятся впечатлениями и говорят, что было легко, а в чем возникали сложности. Действия каждого участника оцениваются тренером и самим коллективом. Задаются дополнительные вопросы.
Польза тренинга
На тренинге перед каждым участником открывается ряд уникальных возможностей, а именно:
- увидеть себя со стороны, свои эффективные и неэффективные стратегии поведения и установки;
- расширить свой ролевой репертуар и инструментарий воздействия на себя и внешнюю среду;
- узнать что-то новое о предмете тренинга, себе самом и окружающих людях;
- проработать навыки в режиме реального времени с возможностью делать паузы, обсуждать и на ходу менять стратегии;
- проанализировать и отрефлексировать свое поведение, свои мысли и установки;
- просто интересно и увлекательно провести время.
Участие в тренинге в том случае, если человек хочет получить от него пользу, требует открытости, готовности «покопаться» в себе, готовности признать свои ошибки и что-то изменить в своем поведении, требует принятия на себя ответственности за свой результат. Не всю работу выполняет тренер, он выполняет только половину работы, другую половину выполняет сам участник.
В завершение хочется сказать, что все вышесказанное, особенно касающееся пользы и возможностей, открывающихся на тренинге, относится только к профессионально организованным тренингам.