Тренинги для развития soft skills школьников (подростков)

Какие НАВЫКИ необходимы школьникам для жизни и карьеры?

Если задать этот вопрос подросткам, они назовут 3-5 социальных навыков таких как, общаться, договариваться, работать в команде.

Действительно, это основные личностные компетенции (или по-другому, soft skills) как для детей, так и для взрослых, потому что именно они обеспечивают качество нашей жизни и успех в обществе.

Давайте рассмотрим компетенции (навыки) подробнее:

Коммуникативные навыки
коммуникативные навыки

Жизненно необходимы человеку, потому что до 95% времени он общается с родными, друзьями, коллегами, одноклассниками, партнерами и т.п.

При этом умение говорить не равнозначно умению точно выразить мысль, аргументировать свое мнение, выстроить логичное повествование, добиться результата в переговорах.

Работа в группе / команде

Еще один важный навык, который проявляется в умении договориться с другими, наладить взаимодействие, объединить усилия, чтобы быстрее решить задачу, координировать действия членов команды.

Не секрет, что далеко даже не все взрослые обладают хорошими социальными навыками, а развиваются они долго и непросто.

Реальные изменения становятся заметными минимум через 1,5-2 года системных усилий.

Конечно, вывод очевиден: лучше заниматься этим в детском и подростковом возрасте.

работа в команде
Управление вниманием и концентрация
управление вниманием

Поможет справиться с информационным шумом и перегрузом, управлять процессами и решать сложные проблемы.

Творческое мышление

В будущем рутинные задачи автоматизируют, поэтому навыки творческого мышления и создания креативных идей помогут оставаться востребованным специалистом на рынке труда.

творческое мышление
Логика
логика

Логика развивает мышление и помогает решать сложные проблемы и принимать взвешенные решения.

Пространственное мышление и воображение

Помогает соотносить себя с окружающим пространством, представлять новые объекты и ориентироваться в нем.

Навыки работы с информацией
навыки работы с информацией

Цифровая грамотность и умение программировать также важно, как умение читать. Это базовые навыки, необходимые каждому в новом сложном мире.

Самоорганизация и тайм-менеджмент

Удаленная работа становится нормой и задает новую эпоху — самоорганизации. Навыки помогут управлять временем, проектами и жизнью.

тайм-менеджмент
Эмоциональный интеллект
эмоциональный интеллект

Через эмоции мы реагируем на происходящее вокруг.

Навык помогает управлять своим эмоциональным состоянием, избегать неврозов, депрессии и апатии

Умение учиться, разучиваться и переучиваться

Самообучаемость помогает самостоятельно осваивать навыки в быстро меняющимся мире и адаптироваться к изменениям.

Критическое мышление
критическое мышление

Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы.

Развитие необходимых навыков посредством тренинга позволяет практически реализовать имеющиеся знания в свободной непринужденной обстановке, а также дает возможность обсудить результаты выполненных заданий.

Прежде чем ответить на вопрос: «Нужны ли подросткам тренинги?», давайте вспомним о том, кто же такие подростки и в чем их основные потребности.

 Подросток – это человек, находящийся в процессе довольно длительного, непрерывного становления своей личности.

Он одновременно уже не ребенок, всецело зависящий от семьи, но в то же время, подросток еще и не взрослый, который способен отвечать за свои поступки перед собой и перед другими людьми, делать выбор, опираясь на себя и свои собственные ценности.

Как видно между детством и взрослостью, между зависимостью и самостоятельностью, в широком смысле этого слова, лежит огромная пропасть, и чтобы ее перейти подростку нужно решить ряд возрастных задач по личностному развитию.

Как же подростки решают поставленные задачи? В основном посредством общения.

И как раз тут к нам на помощь приходят тренинги для подростков.

Тренинги для подростков

Как показывает практика, подростки с большим удовольствием приходят на психологические занятия вне зависимости от того много ли у них друзей или мало, уверенны ли они в себе или нет, 12 им лет или 16.  И все потому, что они ищут любой подходящей возможности, чтобы найти ответы на самые важные вопросы «Кто Я?», «Что представляет собой мир, в котором мне предстоит жить?» и «Как мне научиться гармоничному взаимодействию с этим миром?».

Каждый тренинг состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть – необходимые знания, которые предстоит использовать в работе.

Практическая часть – специальные игровые задания, в которых участники могут практически воспользоваться полученными знаниями и усовершенствовать свои навыки.

Теоретическая программа тренинга и перечень возможных игровых заданий обсуждаются индивидуально с заказчиком.

Для подростков длительные или многодневные тренинги могут оказаться утомительными и не эффективными в виду особенностей нервной системы.

В качестве примера приведу следующие структуры тренинга для школьников (подростков):

1 вариант

Общая продолжительность тренинга 1,5 – 2 часа

Теоретическая часть (30-40 мин.)

Практическая часть — 1-2 игровых задания (40-60 минут)

Подведение и обобщение итогов.

тренинги

2 вариант

Общая продолжительность тренинга 3 – 4 часа

Теоретическая часть (30-40 мин.)

Практическая часть 1-2 игровых задания (40-60 минут)

Подведение и обобщение промежуточных итогов.

Перерыв.

Теоретическая часть (15-20 мин.)

Практическая часть 1 игровое задание (20-30 минут)

Подведение и обобщение итогов.

Примерная тематика игровых заданий, которые могут быть использованы в тренинге:

Игра, направленная на сплочение группы, командообразование.

В процессе игры участники развивают и совершенствуют следующие навыки:

  • чувство ответственности за принятие группового решения;
  • навыки невербального взаимодействия;
  • навыки группового взаимодействия, сплочение участников через совместную деятельность;
  • повышение уровня доверия между участниками.

Игра, направленная на отработку навыков и умений задавать вопросы.

В процессе игры у подростков развиваются следующие навыки:

  • настрой на совместную деятельность;
  • снятие физического напряжения;
  • развитие коммуникативных навыков.

Игра, направленная на развитие творческого мышления.

В процессе игры участники развивают и совершенствуют:

  • креативность;
  • навыки концентрации внимания;
  • настрой на совместную деятельность;
  • навыки работы в команде;
  • навыки невербального взаимодействия

Ведущий в процессе тренинга выполняет следующие функции:

  • проводит диагностику внутригрупповой атмосферы и внутригрупповых ролей участников;
  • создает условия для дальнейшей работы с группой;
  • проводит актуализацию темы тренинга;
  • проводит актуализацию прошлого опыта;
  • способствует повышению работоспособности группы, выход на новый уровень взаимодействия.

После прохождения тренинга каждый участник научится:

  • анализировать свои сильные и слабые стороны;
  • понимать чувства и поступки других людей;
  • коммуницировать с окружающими;
  • овладеет навыками работы в команде;
  • раскроет свой творческий потенциал.

Подводя итог, можно сказать, что для развития soft skills подростков актуально использовать тренинги или игровую форму обучения.

При необходимости я помогу подобрать структуру тренинга или разработать тренинговую программу для развития компетенций подростков.


Прийти вместе — это начало, остаться вместе – это развитие,
работать вместе – это успех!
Время действовать наступило сейчас!
Поделиться
error: Копирование запрещено !