Какие НАВЫКИ необходимы школьникам для жизни и карьеры?
Если задать этот вопрос подросткам, они назовут 3-5 социальных навыков таких как, общаться, договариваться, работать в команде.
Действительно, это основные личностные компетенции (или по-другому, soft skills) как для детей, так и для взрослых, потому что именно они обеспечивают качество нашей жизни и успех в обществе.
Давайте рассмотрим компетенции (навыки) подробнее:
Коммуникативные навыки
Жизненно необходимы человеку, потому что до 95% времени он общается с родными, друзьями, коллегами, одноклассниками, партнерами и т.п.
При этом умение говорить не равнозначно умению точно выразить мысль, аргументировать свое мнение, выстроить логичное повествование, добиться результата в переговорах.
Работа в группе / команде
Еще один важный навык, который проявляется в умении договориться с другими, наладить взаимодействие, объединить усилия, чтобы быстрее решить задачу, координировать действия членов команды.
Не секрет, что далеко даже не все взрослые обладают хорошими социальными навыками, а развиваются они долго и непросто.
Реальные изменения становятся заметными минимум через 1,5-2 года системных усилий.
Конечно, вывод очевиден: лучше заниматься этим в детском и подростковом возрасте.
Управление вниманием и концентрация
Поможет справиться с информационным шумом и перегрузом, управлять процессами и решать сложные проблемы.
Творческое мышление
В будущем рутинные задачи автоматизируют, поэтому навыки творческого мышления и создания креативных идей помогут оставаться востребованным специалистом на рынке труда.
Логика
Логика развивает мышление и помогает решать сложные проблемы и принимать взвешенные решения.
Пространственное мышление и воображение
Помогает соотносить себя с окружающим пространством, представлять новые объекты и ориентироваться в нем.
Навыки работы с информацией
Цифровая грамотность и умение программировать также важно, как умение читать. Это базовые навыки, необходимые каждому в новом сложном мире.
Самоорганизация и тайм-менеджмент
Удаленная работа становится нормой и задает новую эпоху — самоорганизации. Навыки помогут управлять временем, проектами и жизнью.
Эмоциональный интеллект
Через эмоции мы реагируем на происходящее вокруг.
Навык помогает управлять своим эмоциональным состоянием, избегать неврозов, депрессии и апатии
Умение учиться, разучиваться и переучиваться
Самообучаемость помогает самостоятельно осваивать навыки в быстро меняющимся мире и адаптироваться к изменениям.
Критическое мышление
Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы.
Развитие необходимых навыков посредством тренинга позволяет практически реализовать имеющиеся знания в свободной непринужденной обстановке, а также дает возможность обсудить результаты выполненных заданий.
Прежде чем ответить на вопрос: «Нужны ли подросткам тренинги?», давайте вспомним о том, кто же такие подростки и в чем их основные потребности.
Подросток – это человек, находящийся в процессе довольно длительного, непрерывного становления своей личности.
Он одновременно уже не ребенок, всецело зависящий от семьи, но в то же время, подросток еще и не взрослый, который способен отвечать за свои поступки перед собой и перед другими людьми, делать выбор, опираясь на себя и свои собственные ценности.
Как видно между детством и взрослостью, между зависимостью и самостоятельностью, в широком смысле этого слова, лежит огромная пропасть, и чтобы ее перейти подростку нужно решить ряд возрастных задач по личностному развитию.
Как же подростки решают поставленные задачи? В основном посредством общения.
И как раз тут к нам на помощь приходят тренинги для подростков.
Тренинги для подростков
Как показывает практика, подростки с большим удовольствием приходят на психологические занятия вне зависимости от того много ли у них друзей или мало, уверенны ли они в себе или нет, 12 им лет или 16. И все потому, что они ищут любой подходящей возможности, чтобы найти ответы на самые важные вопросы «Кто Я?», «Что представляет собой мир, в котором мне предстоит жить?» и «Как мне научиться гармоничному взаимодействию с этим миром?».
Каждый тренинг состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть – необходимые знания, которые предстоит использовать в работе.
Практическая часть – специальные игровые задания, в которых участники могут практически воспользоваться полученными знаниями и усовершенствовать свои навыки.
Теоретическая программа тренинга и перечень возможных игровых заданий обсуждаются индивидуально с заказчиком.
Для подростков длительные или многодневные тренинги могут оказаться утомительными и не эффективными в виду особенностей нервной системы.
В качестве примера приведу следующие структуры тренинга для школьников (подростков):
1 вариант
Общая продолжительность тренинга 1,5 – 2 часа
Теоретическая часть (30-40 мин.)
Практическая часть — 1-2 игровых задания (40-60 минут)
Подведение и обобщение итогов.
2 вариант
Общая продолжительность тренинга 3 – 4 часа
Теоретическая часть (30-40 мин.)
Практическая часть 1-2 игровых задания (40-60 минут)
Подведение и обобщение промежуточных итогов.
Перерыв.
Теоретическая часть (15-20 мин.)
Практическая часть 1 игровое задание (20-30 минут)
Подведение и обобщение итогов.
Примерная тематика игровых заданий, которые могут быть использованы в тренинге:
Игра, направленная на сплочение группы, командообразование.
В процессе игры участники развивают и совершенствуют следующие навыки:
- чувство ответственности за принятие группового решения;
- навыки невербального взаимодействия;
- навыки группового взаимодействия, сплочение участников через совместную деятельность;
- повышение уровня доверия между участниками.
Игра, направленная на отработку навыков и умений задавать вопросы.
В процессе игры у подростков развиваются следующие навыки:
- настрой на совместную деятельность;
- снятие физического напряжения;
- развитие коммуникативных навыков.
Игра, направленная на развитие творческого мышления.
В процессе игры участники развивают и совершенствуют:
- креативность;
- навыки концентрации внимания;
- настрой на совместную деятельность;
- навыки работы в команде;
- навыки невербального взаимодействия
Ведущий в процессе тренинга выполняет следующие функции:
- проводит диагностику внутригрупповой атмосферы и внутригрупповых ролей участников;
- создает условия для дальнейшей работы с группой;
- проводит актуализацию темы тренинга;
- проводит актуализацию прошлого опыта;
- способствует повышению работоспособности группы, выход на новый уровень взаимодействия.
После прохождения тренинга каждый участник научится:
- анализировать свои сильные и слабые стороны;
- понимать чувства и поступки других людей;
- коммуницировать с окружающими;
- овладеет навыками работы в команде;
- раскроет свой творческий потенциал.
Подводя итог, можно сказать, что для развития soft skills подростков актуально использовать тренинги или игровую форму обучения.
При необходимости я помогу подобрать структуру тренинга или разработать тренинговую программу для развития компетенций подростков.