Железная дорога дала жизнь массе очень важных разновидностей человеческой деятельности. Одна из таких – машинист локомотива.
Машинист локомотива – это профессиональный железнодорожник, который управляет локомотивом или моторвагонным составом, обеспечивая перевозку грузов и пассажиров.
История профессии машинист локомотива
Профессия машинист локомотива появилась вместе с созданием первого поезда и с прокладкой железной дороги. В это же время возник вопрос о том, кто будет управлять такой сложной техникой.
В состав бригады тогда входил не только машинист поезда, но и кочегар, который следил за уровнем топлива и добавлял его. Кочегар по-французски назывался «chauffeur», то есть шофёр, отсюда это слово и вошло в наш лексикон.
В России профессия «машинист поезда» появилась еще в 19 веке. Строительство первой в России Царскосельской железной дороги началось 13 мая 1836 года. Такое название она получила благодаря маршруту Петербург – Царское Село – Павловск. Именно так появилась профессия машиниста, спрос на которую постоянно растет и по сей день. Тогда же впервые была написана должностная инструкция.
В то время поездов дальнего следования ещё не существовало, так как железнодорожная сеть была очень плохо развита. Средняя скорость паровоза достигала всего 33 км/ч, но уже к 1860 году она увеличилась на 10 км/ч. Основным маршрутом как для пассажирских, так и для грузовых составов был путь Москва-Санкт-Петербург.
Особенности профессии машинист локомотива
Локомотив-самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов.
Самыми распространенными локомотивами являются:
- Электровозы с тяговыми электродвигателями, получающими энергию из контактной сети.
- Тепловозы с двигателем внутреннего сгорания, обычно дизельным.
По роду службы локомотивы подразделяют на маневровые и магистральные, которые в свою очередь подразделяются на грузовые и пассажирские.
Помимо типа локомотива поезда подразделяются еще по дальности и назначению маршрута. Каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.
Хотя маршрут следования поезда практически неизменен, ситуация на дороге меняется постоянно, она зависит от загруженности поезда, интенсивности движения, погодных условий.
Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – при движении на огромной скорости все это требует постоянного напряженного внимания, именно поэтому машинист дальнего следования всегда работает с помощником.
Как и любой другой транспорт, локомотив является средством повышенной опасности. Управляя локомотивом, машинист несет персональную ответственность за жизни и здоровье людей, особенно если ведет пассажирский поезд.
Профессиональные функции машиниста локомотива
- Управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.).
- Маневровые передвижения.
- Прием и контрольно-технический осмотр локомотива.
- Обеспечение рационального режима управления локомотивом.
- Обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов.
- Контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования.
- Обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов.
- Выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров.
- Контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров.
- Контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасность пассажиров в пути следования.
- Принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана.
- Руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады.
- Своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей.
- Выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.
Какими способностями должен обладать машинист локомотива?
- Хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.)
- Быстрота реакции
- Скорость и точность движений
- Хорошая координация движений
- Эмоциональная устойчивость (умение «трезво» мыслить в критических ситуациях)
- Психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время)
- Высокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости внимания
- Острое зрение
- Навыки зрительного восприятия в процессе движения
- Точный глазомер
- Хороший слух (навыки различения сигналов)
- Оперативность мышления
Личностные качества машиниста локомотива
- Сообразительность
- Осмотрительность
- Осторожность
- Решительность
- Дисциплинированность
- Бдительность
- Организованность
- Самообладание
- Наблюдательность
- Выдержка
- Ответственность
НО, если вы невнимательны, безответственны, нерешительны, имеете плохое зрение, сердечные заболевания, у вас плохие показатели быстроты реакции, то профессия машиниста локомотива вам противопоказана.
Плюсы и минусы профессии машинист локомотива
Плюсы
- Высокие зарплаты — основным плюсом в работе машиниста является заработная плата — это одна из самых высокооплачиваемых работ у железнодорожников. Еще работники получают льготу на приобретение жилья, кредитование, имеют право бесплатного проезда на электричке, билеты раз в год на поезда дальнего следования по России.
- Новые впечатления — зачастую, молодых специалистов в профессии привлекает романтика дорог и постоянная смена обстановки, смена пейзажа за окном, встреча рассветов ранним утром, и главное – управление большой и опасной техникой, интерес к чему заложен у мужчин в крови.
- Выход на пенсию — специалисты могут претендовать на льготную пенсию. Помимо государственной пенсии, водители локомотивов получают пожизненную корпоративную пенсию, что делает профессию более привлекательной.
Минусы
- Постоянные стрессы — машинист поезда находится в постоянных разъездах, не имея возможности нормально отдыхать, питаться, общаться с семьей, работать нужно в праздники и выходные дни, что оказывает влияние на состояние машиниста. Но самый сильный стресс на смене специалисты получают сталкиваясь с несчастными случаями на железной дороге.
- Вред для здоровья — очевидный минус этой сложной профессии – отрицательное влияние на здоровье. Электрическое поле, вибрации железной дороги, работа 12-14 часов в день, сидячее состояние, риск получения травмы – всё это не приносит здоровья.
Где учиться?
Чтобы стать машинистом локомотива, можно сначала получить начальное профессиональное образование в железнодорожном колледже по специальности «помощник машиниста локомотива», а после нескольких лет практики пройти дополнительное обучение.
Другой способ – получить среднее профессиональное образование в колледже/техникуме по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Карьера и перспективы профессии машинист локомотива
На российской железной дороге машинистов локомотивов зачастую не хватает, что делает профессию востребованной.
Помимо работы на железнодорожных путях, машинисты требуются в метро, производственных предприятиях, предприятиях горно-металлургического комплекса, крупных заводах и шахтах.